Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Я согласен на обработку персональных данных

Логотип кампании Экспертпротех-экспертиза товаров, движимого и недвижимого имущества в Москве.
Качественная экспертиза  определяет суть вещей

Как правильно составить досудебную претензию?

 Как правильно составить досудебную претензию?

Что такое досудебная претензия?


Это письменный документ, который составляется потребителем в случае, если продавец нарушил его права. В данном документе излагаются факты нарушения прав потребителя со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу и выдвигаются предложения для досудебного урегулирования спорных моментов. Затем претензия направляется стороне, которая нарушила закон или не выполнила свои обязательства. Если она отвергнута, то следующая инстанция – это суд.


Преимущества претензионного разрешения споров

Главным преимуществом является то, что судебные издержки сводятся к минимуму. 

Стороны спора избавляются от:



• обязанности оплаты госпошлины;

• оплаты судебной экспертизы;

• оплаты услуг юристов;

• траты времени на составление либо изучение судебного иска.

Такой порядок сохраняет время и нервы сторон спора.

Обязательность претензионного порядка


Такой порядок не всегда обязателен. Но существуют ситуации, когда без него не обойтись. В основном это касается нарушений законодательства РФ:

• нарушение порядка предоставления услуг в области связи;

• некачественные услуги, оказываемые организациями водного транспорта;

• нарушение порядка перевозки грузов, пассажирских перевозок;

• нарушение порядка предоставления туристических услуг.


Досудебное урегулирование является обязательным, если оно прописано в договоре. Если такой порядок зафиксирован в договоре, то суд может отклонить иск без соблюдения такого действия пострадавшей стороной.

Правила составления досудебной претензии


Во-первых, необходимо уточнить адрес стороны, которой направляется претензия. Он может быть как фактическим (место, где оказывалась услуга или продавался товар), так и юридическим (место расположения головной организации). При наличии нескольких адресов претензию необходимо составлять, указывая все адреса. Если в споре, в качестве второй стороны, участвует частный предприниматель, то указывается адрес его места жительства или регистрации.

Во-вторых, сторона, которой направляется документ, должна знать, кому адресовать ответ на него. Обратный адрес должен содержать ФИО, полный почтовый адрес пострадавшей стороны. Если адрес не будет указан, то ответа не будет.

В-третьих, документ должен быть озаглавлен.


Его название должно звучать так: «Претензия» или «Досудебная претензия». 

Если название документа не будет обозначено, то в суде нужно будет доказывать, что документ содержит именно претензионные требования.

После заголовка следует вступительная часть. В ней обычно кратко сообщается причина обращения – описывается, что продан товар низкого качества или услуга не оказана либо оказана с нарушениями. Во вступительной части необходимо указать точную дату продажи товара (оказания услуги).

После вступительной следует основная часть. В ней прописываются все пожелания стороны, права которой нарушены. Обычно они сводятся к требованиям:

• возврата (замены) некачественного товара;

• возврата денег за некачественную (не оказанную) услугу;

• компенсации морального вреда.

После выдвижения требований необходимо обозначить сроки их удовлетворения. Обычно указывается десятидневный срок.

После основной части следует заключение. В этой части необходимо обязательно проинформировать сторону, которой направляется претензия, о том, что добровольное неудовлетворение требований повлечет за собой обращение потерпевшей стороны в суд.

После текста необходимо обозначить документы, которые прилагаются к документу.



Обычно к ней прилагаются:

• чеки;

• договоры;

• фотографии;

• другие документы, подтверждающие правоту потребителя.

После изложения требований и указания приложений необходимо проставить дату на документе и подписать его.
Без этого он не будет иметь силы. 


Статья подготовлена ЦНИ "Экспертпротех". 18.05.2020


Возврат к списку