Что такое досудебная претензия?
Это письменный документ, который составляется потребителем в случае, если продавец нарушил его права. В данном документе излагаются факты нарушения прав потребителя со ссылкой на действующую нормативно-правовую базу и выдвигаются предложения для досудебного урегулирования спорных моментов. Затем претензия направляется стороне, которая нарушила закон или не выполнила свои обязательства. Если она отвергнута, то следующая инстанция – это суд.
Преимущества претензионного разрешения споров
Главным преимуществом является то, что судебные издержки сводятся к минимуму.
Стороны спора избавляются от:
• обязанности оплаты госпошлины;
• оплаты судебной экспертизы;
• оплаты услуг юристов;
• траты времени на составление либо изучение судебного иска.
Такой порядок сохраняет время и нервы сторон спора.
Обязательность претензионного порядка
Такой порядок не всегда обязателен. Но существуют ситуации, когда без него не обойтись. В основном это касается нарушений законодательства РФ:
• нарушение порядка предоставления услуг в области связи;
• некачественные услуги, оказываемые организациями водного транспорта;
• нарушение порядка перевозки грузов, пассажирских перевозок;
• нарушение порядка предоставления туристических услуг.
Досудебное урегулирование является обязательным, если оно прописано в договоре. Если такой порядок зафиксирован в договоре, то суд может отклонить иск без соблюдения такого действия пострадавшей стороной.
Правила составления досудебной претензии
Во-первых, необходимо уточнить адрес стороны, которой направляется претензия. Он может быть как фактическим (место, где оказывалась услуга или продавался товар), так и юридическим (место расположения головной организации). При наличии нескольких адресов претензию необходимо составлять, указывая все адреса. Если в споре, в качестве второй стороны, участвует частный предприниматель, то указывается адрес его места жительства или регистрации.
Во-вторых, сторона, которой направляется документ, должна знать, кому адресовать ответ на него. Обратный адрес должен содержать ФИО, полный почтовый адрес пострадавшей стороны. Если адрес не будет указан, то ответа не будет.
В-третьих, документ должен быть озаглавлен.
Его название должно звучать так: «Претензия» или «Досудебная претензия».
Если название документа не будет обозначено, то в суде нужно будет доказывать, что документ содержит именно претензионные требования.
После заголовка следует вступительная часть. В ней обычно кратко сообщается причина обращения – описывается, что продан товар низкого качества или услуга не оказана либо оказана с нарушениями. Во вступительной части необходимо указать точную дату продажи товара (оказания услуги).
После вступительной следует основная часть. В ней прописываются все пожелания стороны, права которой нарушены. Обычно они сводятся к требованиям:
• возврата (замены) некачественного товара;
• возврата денег за некачественную (не оказанную) услугу;
• компенсации морального вреда.
После выдвижения требований необходимо обозначить сроки их удовлетворения. Обычно указывается десятидневный срок.
После основной части следует заключение. В этой части необходимо обязательно проинформировать сторону, которой направляется претензия, о том, что добровольное неудовлетворение требований повлечет за собой обращение потерпевшей стороны в суд.
После текста необходимо обозначить документы, которые прилагаются к документу.
Обычно к ней прилагаются:
• чеки;
• договоры;
• фотографии;
• другие документы, подтверждающие правоту потребителя.
После изложения требований и указания приложений необходимо проставить дату на документе и подписать его.
Без этого он не будет иметь силы.
Статья подготовлена ЦНИ "Экспертпротех". 18.05.2020